Рассматривая варианты для своих клиентов, случайно наткнулся на
«интересную» квартиру в базе данных. В комментариях было написано
следующее: «Господа риелторы! Хозяйка квартиры заключает договора чуть
ли не со всеми агентствами, потом кидает. Не тратьте денег и время на
рекламу!» Ход, на мой взгляд, неплохой. Даже если кто-то из риелторов
и
решится работать с этой дамой, он будет предупрежден, и хотя бы деньги
возьмет с нее на рекламу.
А сегодня я хотел поговорить о том, что творится с другой стороны «баррикад», о том, как клиенты «кидают» своих риелторов.
Подобные случаи (в моей практике), происходят нечасто, однако веру в человечество подрывают надолго.
Итак, есть недвижимость, есть хозяин квартиры, есть покупатель и есть
риелтор- или риелторы, которые организовали просмотр. И вот на
просмотре (или до него) кому-то с той стороны «баррикад» приходит
светлая мысль - а почему бы не общаться с контрагентом по сделке
напрямую, минуя посредников? Можно сэкономить денег на оплате
комиссионных, да и общаться без этих риелторских «заморочек» кажется
проще. И вот в дело идут всяческие ухищрения - покупателя (или продавца)
отжимают в уголок, шепотом диктуют свой телефон, или украдкой суют
скомканную бумажку со своим телефоном. Встречаются варианты, когда
гиперобщительный хозяин или покупатель нарочито громко и четко называют
свое место работы и т.д.
Надо сказать, что в большинстве случаев подобные «хитрецы» явно
переоценивают свою харизму. И на контакт покупатель - продавец не идет.
Все-таки время, когда при проведении сделки выстраивалась армия
посредников, требующих денег просто за передачу информации (порой до
половины стоимости недвижимости) – такое время ушло. И мы приближаемся к
тому, как подобные дела ведутся в цивилизованных странах - есть
представитель интересов каждой стороны, причем, как правило, риелтор -
это человек, которому доверяют и которого рекомендовали друзья или
родственники. Поэтому подобные выходки воспринимаются крайне негативно
самими покупателями или продавцами. Они как раз нанимают риелторов,
чтобы не общаться с подобными «харизматичными» личностями. Может быть, я
необъективен, но подобные поступки совершали крайне неприятные в
общении и несимпатичные люди. Наверное, понятно, что после попыток
«сближения» появляется устойчивое желание искать другой вариант, или,
если объект ну очень нравится, общение становится формальным и
бескомпромиссным.
Далее. Главное в любой сделке - это люди, это мера их порядочности.
Можно проводить сколь угодно тщательную проверку квартиры, но если
человек с червоточиной внутри и допускает ситуацию, при которой он
обманывает других людей, где гарантия, что он в дальнейшем не захочет
обмануть покупателя? И если покупатель стремится «обойтись» без риелтора
продавца- какой финт от него можно ожидать в дальнейшем? Особенно стоит
задуматься об этом продавцам дорогих квартир, чтобы не рыдать, получив
за квартиру столько, сколько написали в договоре купли-продажи – 50 000
гривен.
Я несколько раз становился свидетелем развития ситуации, когда
покупатель /продавец все-таки проявлял слабину и шел на «прямой»
контакт. Первый вопрос, который возникает у «компаньонов»- как делить
деньги риелторов? По странному стечению обстоятельств, каждый надеется,
что «экономить» будет именно он. «Это же я, Я! Додумался сунуть бумажку с
телефоном, а ОН хочет воспользоваться моей хитростью!» И уж совсем
чудовищным предательством возникшего «безриелторского братства» кажется
предложение другой стороны об уступке в цене. Какой может быть торг? Мы
же делаем сделку БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ!!! Все деньги достанутся хозяину, а не
этим риелторам!!!
Дальше идут дебаты о том, как называть сумму денежного обеспечения -
задатком или авансом? Какой составлять договор? И уж совсем бывает
грустно, когда ни та, ни другая сторона не представляет, как
производится расчёт и что должно быть написано в договоре купли-продажи.
Не так давно наблюдал за обсуждением вопроса о совершении сделки по
покупке машиноместа на одной из интернет конференций. Некто М. нашел
продавца машиноместа, а поскольку тратиться на специалиста ни он, ни
продавец не собирались, он попытался получить «инструкцию» на
конференции. Человеку были даны ответы на все вопросы: что писать в
качестве условия доступа к ячейке, как проводить сделку, как проходит
закладка. Однако после всех этих ответов появился пост- крик души: «Так
как делать эту сделку????»
Вот уж воистину, « я понял - это намек, я все ловлю на лету, но непонятно- что конкретно ты имела в виду!»
Ну и нельзя не упомянуть о часто встречающемся в объявлении: «Продает
хозяин». Или: «Посредников просьба не беспокоить». Последнюю фразу, по
иронии судьбы, чаще всего пишут владельцы самых депрессивных вариантов,
им бы впору писать: «Люди добрые, помогите избавиться от моего хлама, я
вас не обижу, за работу отблагодарю!»
Поверьте, общаться с таким «Хозяевами»- мука! Они все знают, они все
прочитали, поэтому, скажем, при заключении предварительного договора
начинаются двухчасовые дебаты на тему «А какие у меня гарантии?» Еще
круче- предложения «Хозяев» по внесению их пунктов в договор
купли-продажи.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
Я работал с клиентом, желавшим купить квартиру в центральном районе
города. Как это обычно бывает, требования в процессе работы поменялись в
корне. Не помню точно, после двадцатого или тридцатого просмотра мы,
наконец-то, зашли в квартиру, которая по всем параметрам его устроила.
Продавал этот чудесный объект «Хозяин».
Когда мы пришли, я стал свидетелем трогательно - волнующего спектакля
«Встреча на Эльбе», с обниманиями, с тыканиями кулаком в грудь и
криками: «Да где ты пропадал все это время?» Поначалу я думал, что попал
в театр одного зрителя, то есть все это разыгрывается для меня. Но
потом стало понятно - да, действительно встретились знакомые, можно
сказать друзья. Мой клиент, клятвенно заверив меня о том, что мои
комиссионные никуда не денутся, остался вспоминать «минувшие дни». А я -
я пошел домой, думая о том, что «ничто так не укрепляет веру в людей,
как предоплата». Просмотры наши закончились, на мои звонки мой
покупатель не отвечал.
Однако история эта получила продолжение. Мне позвонил хозяин
квартиры. Позвонил с упреками, что я привел к нему урода, подонка,
бесчестного человека. Что этот человек купил у него квартиру, но не
выплатил часть стоимости квартиры, и вот он остался и без денег, и без
квартиры. Как потом выяснилось, «урод» поставил условие, что остаток
денег отдаст после выписки хозяина и его домочадцев в приобретенную
недавно новостройку. Вот только с пропиской в новостройке вышла промашка
- что неудивительно, а «урод» деньги за квартиру, в которой прописаны
люди, отдавать не собирался.
Хозяину было объяснено, что к этой сделке риелторы отношения не
имеют, поэтому проблемы он будет либо решать сам, либо будет платить за
их решение. Надо отдать должное, человек оказался разумным, и с нашей
помощью коллизия была разрешена. Вот только «друзья» больше не общаются…
По материалам источника: RE СЕРВИС
http://redirect.subscribe.ru/realty.4uzhie,82534/20101112210436/21373=21204=17144=16722=17611=16724=18466=18772=18454=t1/m10871713/-/www.re77.ru/ |